Средневековье



До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна.

 

Почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

 

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

 

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

 

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

 

В те смутные христианские времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении.

 

В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение»,

 

— После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

 

Можно запросто заранее предсказать, что в этом месте скажут воцерковленные люди. Дескать, это – католики, а вот у нас вера истинная, православная, потому мы испокон веков в баньку любили ходить. Однако в Православии тоже существует культ немытых и нечесанных «ЮРОДИВЫХ», вроде известного персонажа картины «Боярыня Морозова» справа на переднем плане, что даже цепи на себя нацепил для пущей святости.

 

 

Так что вся «заслуга» православной церкви лишь в том, что она не смогла перебороть идущие еще с дохристианских времен здоровые традиции народа. Впрочем, чего спорить о давно ушедших временах, когда это же самое мы можем видеть сегодня на некоторых окончательно оправославившихся людях. Вот что современный врач «скорой помощи» рассказал об одном пацане, который скрывался со своей богомольной матерью от «греховного мира» в заброшенной деревне. Священник, который их «духовно окормлял» вытащил эту семью в город на крестный ход, где мальчишка упал и сломал себе руку, так что обломки костей торчали наружу. И вот:

В прошедшую субботу, около 15-30, и один из участников такой вереницы в травматологию доставлен был. Говорит: «Это боженька меня наказал. Засмотрелся на выродка с бесовским игралищем, позабыл о своей миссИи – тут и упал. Вот отсюда и видно боженькино изволение – что поломалась левая моя рука, от сатаны которая. Не мог же он попустить, чтоб я и креститься не мог, грех этот свой замаливая?» Признаться, я таких формулировок не понял, да и не до того вначале было: и перелом нехороший (такой бывает только при нарушениях обмена ряда веществ, преимущественно кальция), плюс значительная кровопотеря - при такой худобе это очень серьезно.

 

Но вернемся в Средневековье...

Туалет в «продвинутом» Европейском замке — все вываливается под окна. С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

 

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду, где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!». Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея /понос/. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был постоянным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

 

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей». Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV веков: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции. Благодаря уничтожению христианами кошек, расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение. Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.

 

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. Здоров.

 

Сифилис обычно лечили ртутью, что само собой к благоприятным последствиям привести не могло. Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу».

 

У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови». Кровь пускали всем — для лечения, и вообще без повода — по календарю.

 

Не удивительно ли, что и в наше время существуют люди, для которых этот живший одним лишь служением Христу мир является таким же родным и милым, как свинье – грязная лужа.

 

Дядя Саша.

13 февраля 2016 / admin / 2417 просмотров

Комментарии

12.03.2016 15:10

Спасибо за скелетов! Сейчас все что описано можно найти в церкви.

14.03.2016 08:52

На Руси медицина в то время была тоже нелепой. Облысение лечили кошачьим калом смешанным с горчицей, боли в груди лечили сушёным сердцем собаки смешанным с водой. Эти рецепты упомянуты в "Домострое".

14.03.2016 09:39

Она (медицина) и сейчас нелепа. Грипп лечат арбидолом. Это все равно что кошачьим калом лечиться. Это используется плацебо - безвредное вещество, которое действует в результате самовнушения пациента. Т.е. в принципе кошачий кал особо доверчивым мог реально помочь.

admin

Отправить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или роботом.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.